"У азербайджанцев в Грузии нет специфических проблем",

- убежден советник президента этой страны Мубариз Караев

 

- Как вы оцениваете нынешние отношения Азербайджана с Грузией? Чем, по-вашему, эти отношения отличаются от тех, что были 5-10 лет назад?

 

- Если хотите услышать мое субъективное мнение, то я положительно оцениваю грузино-азербайджанские отношения как искренний пример дружеских и добрососедских отношений. Отношения между нашими странами исторически развивались и развиваются исключительно в позитивном направлении. Особенно положительную динамику они получили в последний период, и мы с большим удовлетворением это отмечаем, что очень важно для дальнейшего развития и укрепления взаимоотношений в целом в регионе. Уверен, что Грузия еще больше углубит свое стратегическое партнерство с Азербайджаном для принятия участия в реализации новых масштабных региональных проектов.

 

Новые региональные проекты - это обеспечение безопасности в Южно-Кавказском регионе и развитие демократических принципов. Мы всегда рассчитываем на поддержку Азербайджана во время дипломатических дискуссий на международных аренах о верховенстве принципа территориальной целостности в международном праве. Что же изменилось в отношениях между нашими странами за последние несколько лет? Я бы поставил вопрос иначе. А именно: что изменилось в наших странах после обретения независимости? Думаю, так было бы правильнее.

 

В наших странах произошло общественное переустройство, возникло новое поколение, мечтающее получить образование на Западе. А это значит, что очень скоро новое поколение будет доминировать над старым, оно внесет новое национальное самосознание в наши традиции и, что самое главное, будет модернизировать их на европейский лад. В результате мы получим представителей новой европеизированной элиты, которая будет радикально отличаться от предыдущего поколения, что в конечном итоге и ускорит интеграцию наших стран в западное семейство. Подытоживая вопрос отношений двух стран, хочу сказать, что сегодня отношения лучше, чем были вчера, а завтра должны быть лучше, чем сегодня.

 

- Как известно, Азербайджан и Грузия являются главными стратегическими партнерами в регионе Южного Кавказа. На международной арене оба государства поддерживают территориальную целостность друг друга. Но, несмотря на это, долгое время вопрос о разделении границ между этими государствами остается нерешенным. Речь идет о территории, на которой расположен монастырский комплекс Давид Гареджи. Что вы можете сказать об этом?

 

- Важнейшим атрибутом любого государства являются его границы. Но иногда возникают локальные споры из-за недостаточной четкости определения границ.

 

В таком случае, чтобы предотвратить взрыв эмоций населения, вмешиваются исследователи, которые занимаются изучением проблем развития и функционирования межгосударственных границ, выделяют ряд факторов и т.д. В конкретных условиях при определении границ могут учитываться либо несколько, либо один фактор, либо существующие реалии.

 

В разрешении вопроса монастыря Давид Гареджи, насколько мне известно, существует комиссия при министерствах иностранных дел обеих стран, как Грузии, так и Азербайджана. Пока ведутся переговоры о делимитации государственных границ. Что касается самого монастыря, то этот вопрос остается все еще открытым вплоть до определения границ. Думаю, что за более четким ответом вам лучше обратиться к членам этих комиссий, которые более компетентны. Знаю лишь то, что переговоры на уровне рабочих групп будут продолжаться. Надо надеяться на лучшее, так как наши страны исторически обречены на дружбу.

 

- Вы, наверное, знаете про теракт, произошедший 30 апреля в Азербайджанской государственной нефтяной академии в Баку. Совершившим преступление оказался гражданин Грузии Фарда Гадиров. В деле также говорится о причастности к этому террору гражданина Армении. Работают ли грузинские правоохранительные органы безопасности над этим делом в данный момент? Каково ваше отношение к этому происшествию?

 

- Неоднократно, отвечая на этот вопрос, я говорил, что Фарда Гадиров долгое время не проживал в Грузии. После возвращения в Грузию он отправился в Баку под видом поиска работы. Я очень сожалею, что он совершил такое преступление. Я выражаю соболезнование семьям погибших. Это большая трагедия. Считаю, что следственные органы разберутся с этим. Правоохранительные органы Грузии оказывают всяческую помощь представителям МВД и Прокуратуры Азербайджана в этой сфере. Однако я не располагаю какими-либо сведениями касательно совместных следственных действий по задержанию подозреваемых.

 

- Проблемы проживающих в Грузии азербайджанцев практически всегда находятся в центре внимания нашей страны. Со стороны наших соотечественников довольно часто раздается критика в адрес грузинских властей. Упреки эти сводятся к предвзятому отношению к азербайджанцам. Среди тех, кого критикуют, порой можно услышать и ваше имя...

 

- Безусловно, среди проживающих в Грузии азербайджанцев немало активистов, которые частенько поднимают те или иные проблемы. У здешних азербайджанцев нет особых, специфических проблем, все они имеют отношение к грузинскому государству в целом. Сегодня нужно поддержать государство, работать во имя его развития. Наши соотечественники всегда готовы к этому. Но нужно быть объективными, потому что радикализм не приносит успеха. Считаю, что проблемы, с которыми сталкиваются сегодня азербайджанцы Грузии, носят временный характер - постепенно все они найдут свое разрешение. Вспомним, что все эти беды выпали нам после развала советской власти.

 

До сих пор они выносятся на повестку, и так должно быть. Однако отдельные лица или же руководители неправительственных организаций, сами бездействуя, умудряются еще упрекать власти в их немощности, затрагивая при этом вопросы, связанные лишь с местными органами власти, образованием, землей и топонимией. Но почему-то они не затрагивают вопросы касательно социальных проблем на местах, связанных с эпохой высоких технологий и имеющих важное значение для развития села. А что делаем мы? Мы работаем и будем дальше продолжать работать.

 

Курс, взятый грузинским правительством, будет способствовать решению этих и других вопросов. Я сам долгое время работал и руководил НПО, а потому не понаслышке знаю, что нужно приносить пользу населению и помогать ему в разрешении проблем. Должен заметить, что среди азербайджанских организаций Грузии есть много активных НПО, которые работают по разным направлениям. Особо отмечу работу Азербайджанского культурного центра в Марнеули, который развивает и сохраняет самобытность азербайджанского населения Грузии, способствует интеграции в гражданское общество. Будем надеяться, что они послужат наглядным примером для менее действующих или вновь созданных азербайджанских НПО Грузии.

 

- Совсем недавно селевые потоки нанесли серьезный ущерб Гардабанскому району, где компактно проживают азербайджанцы. Нам стало известно, что жители сел пожаловались послу Азербайджана в Грузии на неоперативность местных исполнительных властей, а также выразили обеспокоенность в связи с возможным распространением инфекционных заболеваний. Как вы можете охарактеризовать ситуацию по этому вопросу?

 

- Действительно, в начале августа на восточную часть нашей страны обрушились селевые потоки, обладающие огромной разрушительной силой. Эти потоки возникли из-за интенсивных и продолжительных ливней и нанесли большой материальный ущерб районным административным единицам Восточной Грузии. Если говорить о селах Гардабанского района, то в русло водных потоков попали два азербайджанских села - Кесало и Назарло, где были уничтожены сады, разрушены дороги.

 

Как вы упомянули выше, с пострадавшими жителями встретился посол Азербайджана в Грузии Намик Алиев. Однако некоторые, негативно настроенные против властей жители, воспользовавшись приездом посла к месту стихийного бедствия, дезинформировали его. Но это никак не соответствовало действительности, так как на месте происшествия работала тяжелая техника (тракторы, экскаваторы и др.), которая прорывала канавы для стока селевых потоков, также были мобилизованы дополнительные силы: служба пожарной охраны, служба по чрезвычайным ситуациям и т.д. Когда уровень воды убавился, районная Комиссия по чрезвычайным ситуациям стала подсчитывать размеры нанесенного ущерба. В настоящее время в селах проводятся дополнительные мероприятия.

Сеймур Кязимов 

Зеркало.- 2009.- 14 августа.- С. 2.