Самое великое, что может сделать человек - это сделать добpо"

Интервью с заслуженным артистом Рафиком Гашимовым

Страна знает его вот уже без малого двадцать лет: красивое, серьезное лицо, умные глаза, манеры истинного интеллигента, четкая, грамотная дикция, от всего облика веет позитивом ...Однако широкая зрительская аудитория наверняка не подозревает о том, что диктор вмещает в себя и вдумчивого сценариста, и блестящего журналиста, и неугомонного режиссера, причем всем этим ипостасям присуще одно качество: это человек ищущий, не успокаивающийся на достигнутом, для которого нет предела профессионализму и совершенству.

Детство Рафика Гашимова проходило в поселке Гюздек, что в 20 км от Баку в семье железнодорожников. С детства тянуло к книгам, к перу. В три года бабушка, укладывая его спать, по обычаю произносила суру из Корана "Искренность" (Ихлас), которую он быстро выучил, потому что бабушка говорила, что только после этого он сможет увидеть хорошие сны. Так и было на самом деле. Священные слова молитв настраивали на позитив и удачу. Школа в первый день занятий казалась огромной тайной, которую предстояло постичь: навсегда запомнился острый запах солярки, которой протирали паркет в то время, первый педагог Акиф муаллим, первое открытие, осмысленное много позже: первый вопрос ребенка не "Почему?", как принято считать, а "Что это?". Ведь первое вытекает из второго. Сколько помнит себя, всегда делал записи, вел дневник с малых лет, причем на двух языках, - азербайджанском и русском, хотя учился на родном. Любознательность двигала его развитие, заставляя вникать во все, что происходило вокруг. Отличная память давала возможность четко воссоздавать все, что происходило в детстве, и заново осмысливать прошлое. Первую книгу Д.Дефо "Робинзон Крузо" перечитал раз сто. С отцом был дружен, хотя тот был весьма строг. Навсегда запомнил внушаемые им заповеди: будь предан друзьям, учись хорошо, почитай старших. О Боге никто не говорил в coветское время, кроме бабушки, - именно она приобщала внука к сокровенным тайнам бытия.

 

Став взрослым, определил для себя то, что подспудно чувствовал и неосознанно понимал подростком: восхищение теми, кто сочетал в себе высокий профессионализм и честность. На основе этого постулата он вывел формулу в своем дневнике: профессионализм + честность = добро.

Только так.

 

Отлично закончил восьмилетку, прочитав все книги, и даже те из сочинений Ленина, которые имелись в школьной библиотеке. Мечта стать киноактером, сильно разбавленная его величеством случаем, привела в ...электротехнический техникум на факультет телерадиомеханики. Параллельно закончил музшколу по классу гармони. Верный своим принципам, учился отлично, продолжал вести дневник, записи из которого впоследствии превратились в эссе о Детстве, Свободе, Времени, Слове, Книге и т.д., рассказы, сценарии. Армия, потом телевидение, центральная аппаратная, где проходил практику студентом. Техник, оператор, механик, монтажер...

 

Объявление о наборе в группу дикторов явилось тем шансом, который дается раз в жизни. Даже отсутствие высшего образования не помешало руководству увидеть неоспоримые способности юноши. Пришла популярность, востребованность. Заочно успешно окончил институт. В день оккупации Шуши не выходил из студии три дня, - зачитывал телеграммы, потоком приходящие на телевидение...

 

Мечта стать актером все же воплотилась в главной роли телефильма "Постскриптум". Тем и вышла.

 

Мы беседуем с известным телеведущим Азв, заслуженным артистом республики Рафиком Гашимовым:

 

- Скажите, стремление снимать исходило из того, что было раньше отображено на бумаге? Ведь ваши дневники и записи - это работа мысли и труд души на протяжении десятилетий...

 

- Возможно. Но цели такой у меня не было, это получилось как-то само собой. В 94-м, снимаясь в фильме, я познакомился с очень интересными ребятами: поэтом и художником Вели Сейяди и режиссером Эльчином Муса оглу. Наша дружба была ценна тем, что каждый день мы собирались за чашкой чая и беседовали, дискутировали о кино, литературе, музыке, живописи и многом другом. Это был как бы кружок по интересам, в котором мы взаимно обогащались, и где каждому было чрезвычайно комфортно и интересно. Наша мужская дружба отличалась предельной искренностью и бескорыстием, что создавало необыкновенную чистоту пространства, в котором легко дышалось. Столь высокие отношения проецировались и на нашу работу: она спорилась, шлифовалась, и в итоге рождалось нечто оригинальное. Через год мы реализовали авторскую программу "ХХ век", на премьере которой прозвучали мои эссе уже в более высоком, культурологическом плане, а также беседа с Ф.Караевым о дневниках его отца. К первой передаче я готовился долго, три месяца. Но, благо, резонанс был ошеломляющий!

 

- Темы для программ и фильмов вы черпали из своих художественно-публицистических предпочтений или их подсказывала сама жизнь?

 

- Во время службы в армии, я как-то сказал замполиту, что непременно сниму фильм о том, как здесь ломают жизни и людей. Но вышло так, что я снял фильм не об армии, а о детской тюрьме, в которых томятся поломанные на самой заре детские судьбы. В 1997 году фильм "Песчинка" по собственному сценарию на основе личных дневниковых записей объездил множество стран. За него я получил звание "Сценарист года", а "Режиссером года" был выбран режиссер этого фильма Эльчин Муса оглу. После него пришло понимание и потребность сделать фильм о детях-беженцах. Долго искали средства, помог министр культуры Абульфас Гараев, спасибо ему.

Афет Ислам 

Зеркало.- 2009.- 22 августа.- С. 25.

 

..