Аладдин Шабанов: "Моя жизнь крутится вокруг велосипедной педали"

 

Член Олимпийского комитета, вице-президент Федерации велосипедного спорта, чемпион Азербайджана Аладдин Шабанов считает велосипед центром притяжения всей своей жизни. В своем музее при Бакинском государственном университете он собрал историю эволюции велосипеда: начиная с первых эскизов Леонардо да Винчи и заканчивая современными моделями.

 

- Расскажите, как все начиналось?

 

- Всю жизнь я был влюблен в велосипедный спорт, хотел записаться в секцию, но меня не брали из-за неспортивного телосложения: маленький рост и щуплость засчитывались не в мою пользу. Я приходил на запись, а мне советовали заняться другим видом спорта - плаванием или баскетболом, - для того чтобы вытянуться.

 

Как-то ребята из нашей школы затянули меня в танцевальную секцию, и в 1959 году в Москве во время Декады искусств Азербайджана нашу команду "Джуджялярим" пригласили туда. Мы выступали в Большом театре, на Кремлевской площади. Во время Декады нас взяли прогуляться на ВДНХ, где я увидел катающихся детей. Попросил одного мальчика одолжить велосипед и стал кататься. Наш старшина, увидев мое катание, взялся помочь мне и по приезде в Баку направил с запиской в "Буревестник". Оттуда мне дали еще одну бумажку, с которой нужно было отправиться к руководителю велосипедной секции.

 

Дело в том, что я там был лицом примелькавшимся - ведь я неоднократно штурмовал стены секции, и этот руководитель сразу узнал меня и в очередной раз отказал. С этой бумажкой я направился обратно к первому пункту. Тогда человек, давший мне рекомендацию, поехал со мной в эту секцию и лично попросил руководителя взять меня. На этом трудности не закончились. Когда я начал посещать секцию, ко мне не относились серьезно. Так уж повелось, что ребят во время тренировок отправляли за город, а меня оставляли кататься на бульваре с девчатами. Но однажды тренер заболел, и меня случайно взяли на очередное соревнование. И я выиграл.

 

Приехали. Стали давать старшему тренеру отчет, кто занял какое место. Когда назвали мое имя, он был очень удивлен, но стал приглядываться ко мне. Затем было еще одно соревнование, где я также одержал победу.

 

После этого меня приняли. Последовали крупные победы, я стал чемпионом по велоспорту в Азербайджане. Побывал более чем в пятидесяти странах мира. В каждом месте, где мне доводится бывать, стараюсь найти что-нибудь, хотя бы косвенно связанное с велосипедным миром: от фотографии выдающихся велосипедистов до почтовых марок.

 

- Что для вас значит этот спорт и какими ощущениями вас одаривает?

 

- Счастлив тот, кто может любить что-то так же сильно. Я живу богатой жизнью, из которой точно бы не вычеркнул ни одного дня. Вся моя жизнь крутится вокруг велосипедной педали. То состояние, что дарит осознание конкуренции, скорости, силы, ничем не заменимо. Велосипед - моя религия, я живу этим делом. Мне бы хотелось сперва умереть, а потом сойти с велосипеда. Мне кажется, это говорит обо всем.

 

- Вашему музею более сорока лет. Расскажите о самых интересных моментах, связанных с его историей?

 

- В мой музей однажды заглянул премьер-министр Франции. Увидев национальных героев своей страны, почетного кавалера Жака Анкетиля и легендарного Луизона Бобе, он был сильно тронут и попросил увеличить помещение для музея.

 

Король Саудовской Аравии однажды побывал в музее. Мишель Дане - глава Всемирной таможенной организации. Министр образования Мисир Марданов. Генерал-полковник Сухопутных войск Азербайджана. И директор Бакинского метрополитена. Внук Молотова, член российского парламента, назвал меня "одержимым велосипедом". Посол Греции как-то высказался: "Я был потрясающе удивлен при виде вашего музея, надеюсь, смогу посетить его еще раз". Ректор Киевского университета сильно удивился, что у нас в университете существует музей велосипедиста. Он сказал: "Я первый раз слышу о таком музее, и это очень интересно". Александр Аверин, многократный чемпион по велоспорту, приехав пусть даже на один день в Баку, обязательно приходит сюда. Он поясняет: "Здесь я получаю столько информации, что хватит на целую череду воспоминаний".

 

Музей посетили столько разных, интересных, неординарно мыслящих людей, что, будь у меня на то возможность, можно было бы написать об этих посещениях целую книгу.

 

У меня складывались теплые отношения со всеми ректорами университета на протяжении сорока с лишним лет существования этого музея.

И.Мухтарова      

Зеркало.- 2009.- 27 августа.- С. 8.