Совесть обмануть невозможно...

 

На сцене Русского драматического театра прошла премьера спектакля режиссера Кямрана Шахмардана "Квартиранты ада"

 

Так уж устроен человек, что он просто не может не грешить. За кем-то водятся мелкие грешки, как, например, обман, когда на просьбы друзей помочь в чем-то человек говорит о том, что загружен работой, хотя в это время сидит на диване и лениво щелкает кнопками на пульте. Кто-то грешит по-крупному: вымогает деньги, не чураясь брать их даже у самых малоимущих, готов ради карьеры пойти даже по головам, очернить, оклеветать на благо себе любимому. Обмануть можно любого, прикинувшись белым и пушистым, но, как ни старайся, обмануть самого себя не получится. Рано или поздно совесть обязательно постучится к человеку и потребует ответить за все содеянное, от нее не убежать и не скрыться, и попытка заключить с ней сделку все равно обречена на провал. Даже если попытаться забыть о содеянном, ваша совесть все равно не умолкнет, она будет напоминать о грехах в кошмарных снах, и даже если вы будете казаться окружающим совершенно спокойными, на душе у вас будут скрести кошки, а нет ничего хуже того, чем быть в разладе с самим собой.

Диалог с совестью - вот основной лейтмотив премьерного спектакля "Квартиранты ада", который с грандиозным успехом прошел на днях на сцене Русского драматического театра имени Самеда Вургуна. Напомним, что режиссером данного спектакля является Кямран Шахмардан, а поставлен он по одноименной пьесе Эльчина. Отметим, что в зале не было пустых мест, был полный аншлаг. На спектакле присутствовал сам автор пьесы, были также известные политические и общественные деятели страны. Спектакль начался с небольшим опозданием, и все полчаса ожидания зрители пребывали в состоянии с нетерпением увидеть премьеру, ведь всем было интересно, чем же на сей раз удивит Кямран Шахмардан. И вот, наконец, поднялся занавес, и зрители уже с первых минут были зачарованы языками пламени, которое буквально объяло всю сцену. Нет, не подумайте, упаси Господь, что в Русской драме случился пожар, пламя хоть и казалось очень натуральным, но на самом деле не было таковым. Этот эффект был создан благодаря специальному дорогостоящему оборудованию, закупленному Русским драматическим театром специально для данного спектакля.

В огне зрители могли увидеть картины видеоряда, которые для старшего поколения являются знакомыми воспоминаниями детства, а для более молодого поколения эти кадры не более чем документальная хроника. Сталин, помпезные парады из советского прошлого в черно-белых тонах, громкие социалистические лозунги о построении светлого будущего. Картины из Кремля, с Красной площади сменяются картинами фашистской Германии, зритель видит зловещую фигуру Гитлера.

Потом все пропадает, и перед нами предстает обыденная картина: гостиная, обеденный стол, лампа с абажуром, за столом сидят двое - муж (народный артист Азербайджана Сафа Мирзагасанов) и жена (заслуженная артистка Мелек Аббасзаде). Судя по убранству стола, они решили что-то праздновать, но настроение у них далеко не праздничное. Звучит трагическая музыка, сцена в черно-красных тонах, что создает эффект напряженности.

"Милый, где же ты был так долго, ведь уже совсем скоро часы пробьют 12 и мы будем праздновать Новый год", - говорит жена, но мужу явно не до праздника. Он берет со стола графин с водкой, наливает огненный напиток себе в рюмку и залпом выпивает его. Видно, что у него трясутся руки, а когда он говорит, дрожит голос. Супруги обсуждают разоблачение очередного заговора. Некоего Мурсала обвинили в том, что он испанский фашист, и заклеймили как врага народа. В застенках НКВД его пытали так же, как и его жену, а детей заставили отречься от своего отца. Женщина в ужасе слушает мужа и в страхе восклицает: "Какой кошмар, как бы мне хотелось вернуться в старые времена, когда люди не боялись за свою жизнь, хоть бы побыстрее кончился этот страшный 37-й год!" Вдруг грянул гром, сверкнула молния, и супруги упали без сознания, а когда они очнулись, в комнате было уже не двое, а трое персонажей. Третьим оказался джентльмен в цилиндре, плаще и с тростью (народный артист Азербайджана Юрий Балиев). Этот персонаж навеял на многих воспоминания о булгаковском Воланде, который также любил внезапные появления.

"А вы тут неплохо живете, как я погляжу. У вас большие апартаменты, и это в то время, как другие советские граждане ютятся в крошечных коммуналках". Супруги в ужасе и полном недоумении смотрят на незваного гостя. "Вы из НКВД, вы пришли из НКВД? Или же вы дьявол, так неожиданно появившийся в нашем доме?" Демон лишь смеется в ответ, говоря, что он пришел не с небес, не откуда-то из потустороннего мира, а явился к ним из их собственных сердец. Далее начинаются разоблачения, и доселе казавшаяся милой семейная парочка предстает перед зрителем в совсем ином обличье.

Дьявол начинает рассказывать женщине о том, что ее муж не такой уж и хороший, как она о нем думала. Оказывается, он оговаривал других людей, написал письмо о том, что имеется заговор пантюркистов, и в итоге многие люди оказались расстрелянными или сосланными благодаря ему. Мужчина оправдывается, мол, он просто хотел спасти свою жизнь, ведь с НКВД нельзя шутить. "Если топор занесен над плахой, то, по крайней мере, надо постараться убрать свою голову" - говорит он. Жена в ужасе, она не может поверить в то, что ее муж мог так поступить, но, как оказалось, у нее у самой рыльце в пушку. Дьявол с восхищением смотрит на женщину и говорит о том, что она сама дьяволица, только не подозревает об этом. Выяснилось, что и ее вызывали в НКВД из-за жены Гарибзаде, и она подтвердила, что женщина высказывала антисоветские идеи и пыталась завербовать ее в подпольную организацию. Теперь уже муж смотрит в ужасе на женщину, с которой прожил столько лет, не подозревая, на что она способна. Вот так новогодняя ночь стала ночью откровений. Не придумав ничего иного, муж с женой обвинили дьявола в том, что он нарушил их семейную идиллию, и тогда же возникла идея задушить его. Дьявол, подобно простому смертному, падает на пол, казалось бы, теперь можно забыть о муках совести и продолжить празднование Нового года. Но теперь перед ними встает вопрос: что же делать с телом?

Женщина категорична - надо разрубить его на куски и выбросить по частям на свалку. Она берет в руки топор и как заправский палач отрубает незваному гостю голову. Казалось бы, проблема решена, обезглавленный труп дьявола встает и начинает лихо отплясывать, чем приводит в невероятный восторг зрителей. После безумного танца обезглавленное тело исчезает, но появляются официанты, которые приносят голову гостя на блюде. Но голова не остается безмолвной, она продолжает вещать правду, даже если эта правда и вонзается острыми шипами в сердца мужчины и женщины.

"Но почему вы выбрали именно нас, неужели мы самые плохие люди в этом городе, в этой стране?" - восклицает женщина. "А с чего вы взяли, что я нахожусь только у вас, возможно, я одновременно нахожусь в тысячах квартир. Но что самое ужасное, кто палач, а кто жертва. Тот же Гарибзаде - вроде бы жертва, но несколько лет назад он работал прокурором и отправил на верную смерть десятки человек - кто же он после этого? Палач", - отвечает ей дьявол.

Муж и жена не могут терпеть такого, как им кажется, издевательства над собой и снова убивают того, кто бессмертен. Но им все-таки не видать покоя, дьявол исчез, но появился офицер НКВД. Супругов бьют, обвиняют в заговоре, утверждая, что они агенты японских спецслужб. Мужчина не выдерживает таких мук, его сердце разрывается, и он умирает. Офицер НКВД, который один в один копия незваного гостя, утешает женщину тем, что ее мужа ждет такой же ад, что и ее, и там они обязательно встретятся...

"Люди живут в страхе и мечтают попасть в рай, но Бог не может их туда впустить, так как у каждого есть немалый груз грехов. В раю пусто, за много тысяч лет нашлась лишь пара душ, достойных Эдема, и то со скидкой...", - говорит в своем заключительном монологе дьявол.

Тема, затронутая в спектакле, вовсе не архаична и не привязана сугубо к 37-му году. Тема о том, что человек сам делает выбор, на какую сторону стать - темную или светлую - и к каким силам примкнуть. Никакие мотивы не могут оправдать предательства, клеветы, подлости что в эпоху Адама и Евы, что в двадцатом веке, что в двадцать первом, что через сотни веков.

Спектакль Кямрана Шахмардана был принят зрителями на ура, они нашли в нем все, что искали: глубокий смысл, прекрасную актерскую игру и великолепное сценическое оформление. Режиссер сумел заставить задуматься над тем, что дьявол далеко не всегда находится среди нас, зачастую он внутри нас...

 

Е.Малахова

 

С.АЛИЕВА 

 

Зеркало. – 2009. – 22 декабря. – С. – 8.