Между азербайджанцами и армянами нет этнической несовместимости

 

считает депутат Милли Меджлиса Ровшан Рзаев, побывавший в Нагорном Карабахе

Как известно, в конце прошлой недели группа армянских и азербайджанских общественных деятелей, представителей интеллигенции и политиков совершила совместный вояж по маршруту Ханкенди-Ереван-Баку. Одним из участников данного миротворческого мероприятия был депутат Милли Меджлиса, зампред парламентского комитета по правовым вопросам и государственному строительству, член правления азербайджанской общины Нагорного Карабаха Ровшан Рзаев, который дал "Зеркалу" эксклюзивное интервью.

- Традиционный вопрос - каковы впечатления от увиденного и услышанного?

- Как потомственный карабахец, чье детство прошло в Шуше, я испытал целую гамму противоречивых ощущений и эмоций, от банальной ностальгии до возвышенного чувства Земли обетованной. Однако более важным являются мои впечатления от общения с местным армянским населением. Об этом я и могу рассказать...

Но сначала должен повторить то, что уже сообщили другие участники поездки в Карабах. Данная инициатива ни в коем случае не ставила своей задачей каким-то образом подменить переговорный процесс. И мы не были наделены какими-то полномочиями обсуждать с кем бы то ни было что-то, касающееся переговорного предмета, о котором в деталях пока ведает узкая группа официальных лиц.

Наша цель состояла лишь в том, чтобы заложить основы миротворческого общественного фона на постдоговорный период, когда стороны конфликта, подписав мирное соглашение, приступят к его реализации. Это довольно сложная и щекотливая задача для обеих стран, причем начинать решать ее нужно уже сейчас.

И я благодарен президенту Азербайджана господину Ильхаму Алиеву за всемерную поддержку нашей инициативы. Именно президентская поддержка вселяла в нас уверенность, когда мы реализовывали столь непростое мероприятие. Также хочу выразить признательность послу нашей страны в России Поладу Бюльбюльоглу за отменную организацию поездки и грамотную выработку очень удачного и продуктивного формата, который, на мой взгляд, следует сохранить...

- Какое же впечатление от общественных настроений в среде карабахских армян?

- Первое, что бросилось в глаза, - армянское население региона все еще пребывает в плену стереотипов, присущих синдрому "осажденной крепости". Но вместе с тем я не ощутил практически никаких признаков этнической агрессии, которая традиционно свойственна подобного рода конфликтам. И уж тем более нельзя говорить об этнической несовместимости между двумя народами.

Мы имели возможность пообщаться с местным населением Шуши, которая находится в малообжитом состоянии. Так вот, эти люди проявили к нам неподдельную доброжелательность. Более того, я ощутил, что армяне истосковались по общению с азербайджанцами. Кстати, не могу не сказать, что это проявилось даже в некоторых элементах довольно хлебосольных трапез, устроенных в нашу честь.

Вообще мне показалось, что здравомыслящие армяне Карабаха, а их, я уверен, большинство, испытывают глубокий мировоззренческий дискомфорт от неразрешенности конфликта. Именно мировоззренческий, а не только социально-экономический.

- Не естественно ли это, ведь бескровной, молниеносной реализации миацума с международным признанием не вышло?

- Любой народ духовно утомляется, испытывает нравственный кризис от войны и милитаризированного восприятия окружающего мира.

- А каковы впечатления у вас от общения с карабахскими политиками и общественными деятелями?

- У нас была встреча с Бако Саакяном, который обладает в регионе реальной локальной управленческой властью. Он, конечно же, озвучивал традиционные тезисы армянской стороны о невозможности нахождения Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Мы же в свою очередь говорили о незыблемости международно-признанных границ и главенствующих принципов интернационального права.

Но мы попытались несколько расширить диапазон и разнообразить предмет полемики. К примеру, я сказал о том, что полное и одностороннее применение права на самоопределение к карабахскому конфликту породит новую проблему, отраженную в международном праве. Это проблема меньшинства в самоопределяющейся территории, ибо азербайджанское население Шуши и других населенных пунктов бывшей НКАО также будет требовать полного осуществления права на самоопределение. Впрочем, даже в этой дискуссии я не почувствовал агрессивной озлобленности, которая свидетельствовала бы о необратимой недостижимости компромисса.

В целом группа лиц, наделенных военно-политической властью в Нагорном Карабахе, традиционно и, видимо, по инерции геополитической логики, конечно же, продолжает делать все, чтобы армянское население Карабаха оставалось пленником мифологем, возникших в первую военную фазу карабахского конфликта. И наша задача в том, чтобы содействовать стиранию в сознании карабахского армянства этих мифов, из которых следует, что азербайджанское государство якобы нацелено на физическое уничтожение армян.

Нам есть что сказать и что показать армянам Карабаха. У нас есть масса неопровержимых политических, правовых, экономических аргументов, свидетельствующих о том, что только учреждение в Карабахе самого широкого двухобщинного самоуправления, пребывающего в рамках территориальной целостности Азербайджана, обеспечит мир, стабильность и устойчивое демократическое развитие всего Южно-Кавказского региона.

- Каким вы обнаружили Ханкенди?

- Без всякого намерения исказить картинку и выдать ее в тонах, выгодных азербайджанской стороне, скажу, что этот город - единственный населенный пункт Нагорного Карабаха, в котором развита инфраструктура и наблюдаются признаки социально-экономического роста. Он ухожен и, надо отдать должное армянской стороне, производит впечатление города, хозяйством которого управляют компетентные люди.

- Что больше всего впечатлило вас?

- Прогулка по Джыдыр-дюзю. Это необыкновенное, магическое пространство, наэлектризованное энергетикой азербайджанской истории. И для многих это пространство духа предков, зов которых велит сделать все возможное, чтобы азербайджанцы вернулись в Шушу...

- Какие впечатления вы вынесли от посещения Еревана?

- И в этом случае должен констатировать неподдельную приветливость и отсутствие каких бы то ни было признаков агрессивного неприятия. Как известно, нас принял президент Армении. Состоялся довольно откровенный обмен мнениями и соображениями относительно конфликта. Армянский президент выразил поддержку нашей инициативе и озвучил множество аргументов в пользу продолжения миротворческих мероприятий подобного формата.

 - А каким вы видите продолжение данной инициативы?

- Собственно, это было предметом обсуждений во время поездки. Сторонами озвучивались предложения об обогащении состава делегации. Предлагалось, чтобы в следующем мероприятии приняли участие представители и других прослоек. К примеру, предприниматели и журналисты, которые будут иметь возможность интервьюировать жителей наших стран и обеспечивать общественность Азербайджана и Армении объективной информацией.

 

Баяндурлу  И.

Зеркало. -2009. -7 июля. – С.1,2.