СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

 

  

  Иностранные инвесторы с огромным интересом изучают потенциал азербайджанского рынка ценных бумаг

 

    В эксклюзивном интервью "Зеркалу" председатель Государственного комитета по ценным бумагам Руфат Асланлы дает разъяснения о современном состоянии и основных направлениях развития азербайджанского рынка ценных бумаг.

 - Как вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка ЦБ?

- Азербайджанский рынок ценных бумаг, если оценить чисто с институциональной точки зрения, имеет все основные базовые элементы. Что нужно для рынка: инфраструктура, каковыми являются Бакинская фондовая биржа, Депозитарный институт и институты клиринга и расчетов. То есть эти институты у нас существуют.

Для рынка ценных бумаг важна правовая база, которая устанавливает правовые рамки взаимоотношения как эмитентов, так и инвесторов. Законодательная база определена в виде отдельных разделов Гражданского кодекса, а также нормативных документов. Рынок с точки зрения институциональных институтов и институционального развития неизбежно требует финансовых посредников, здесь институты брокеров, дилеров. Для рынка в институциональном разрезе нужен очень эффективный институт регулирования, для того чтобы установить правила игры, а также обеспечивать выполнение всеми основными игроками установленных правил. И у нас есть регулятор, имеющий операционную независимость и соответствующие полномочия.

Можно оценить рынок ценных бумаг с точки зрения не количественных, а качественных параметров, который характеризуется показателями спроса и предложения и глубиной рынка. То есть инструментами, которые на рынки котируются. В этом случае и с институциональной, и с качественной точки зрения институт рынка ценных бумаг в Азербайджане функционирует.

Но есть очень широкий фронт для развития этого рынка. В основном в вопросе увеличения как предложения на рынке, так и увеличения спроса на эти финансовые инструменты. Если оценить в цифрах, скажем так, объем ценных бумаг в обращении к валовому внутреннему продукту (ВВП) составляет чуть больше 18% по номиналу. К сожалению, у нас пока нет компаний, которые котируются на бирже, и в этой связи очень сложно оценить реальную рыночную капитализацию в виде их рыночных стоимостей. Но уровень капитализации 18% к ВВП - это где-то уровень стран со среднеразвитым рынком ценных бумаг.

С другой стороны, как я уже сказал, пока еще корпоративные бумаги активно не котируются. Если анализировать структуру и объем операций, в основном превалируют государственные бумаги в виде нот Центрального банка и облигаций, эмитируемых Министерством финансов. Впрочем, есть некоторые сдвиги в развитии корпоративных бумаг. За первые четыре месяца текущего года объем как на первичном, так и на вторичном рынке корпоративных бумаг вырос на уровне в 4-4,5 раза. Это положительный симптом, указывающий на увеличение на рынке предложения ценных бумаг. То есть корпоративный сектор уже больше понимает преимущества инструментов прямого финансирования с рынков. Соответственно начинает отдавать определенное предпочтение прямому финансированию на рынке ценных бумаг, нежели банковскому кредитованию. Существуют такие симптомы, но пока еще нужно сказать, что объем корпоративных бумаг в структуре к операциям на рынке ценных бумаг не превышает 4-5%.

Вот реальная картина рынка ценных бумаг на сегодня. Если подытожить, рынок ценных бумаг имеет все основные институты в виде законодательства, в виде торговой инфраструктуры, в виде финансового посредничества, в виде определенного уровня спроса и предложения, а также регулятора. Но, с другой стороны, по всем этим направлениям требуется провести серьезную работу, чтобы довести эти элементы рынка до уровня, соответствующего мировому.

- В соседний России для оживления рынка ценных бумаг выпускали народные IPO (Initial Public Offering) ведущих компаний и банков. Почему бы аналогичные мероприятия не провести в Азербайджане?

- Итак, что нужно делать для того, чтобы рынок ценных бумаг в Азербайджане развивался? Если начинать с простого, надо усовершенствовать торговую инфраструктуру, чтобы обеспечить возможность проведения электронных торгов. Что имеется в виду? Для того чтобы рынок был эффективен, инвестору нужно очень быстро завершить свою сделку. Речь идет об удаленном доступе к торговой системе, online завершение торгов, а также пост торговых операций, имеется в виду клиринг, затем расчет. В этом направлении у нас на повестке дня стоит очень серьезная программа реформ по усовершенствованию торговой архитектуры инфраструктуры.

По нашей идее она должно охватывать и биржевую площадку, институты депозитария, клиринга, расчетов. А также вся эта архитектура должна иметь соответствующий интерфейс с посредниками, которые участвуют в рынке, с тем чтобы эта новая так называемая экосистема операций на рынке ценных бумаг полностью была охвачена единым, унитарным модулем. Это позволит также, как сегодня посредством платежной системы можно за засчитанные секунды перевести деньги, за такой же промежуток времени завершить сделки по покупке или продаже определенных ценных бумаг. Это наше первое направление по развитию рынка ценных бумаг.

Я абсолютно согласен с вашим мнением, что нужно увеличивать предложения на рынке ценных бумаг, и это является нашим вторым направлением деятельности. Почему у нас, допустим, не было таких крупных IPO, о которых вы говорили? Я думаю, что в первую очередь развитие бизнеса должно дойти до определенных масштабов, для того чтобы они были готовы к раскрытию. Говоря о раскрытии, я имею в виду не информацию, а быть открытыми для акционеров широких слоев. Если посмотреть вообще на структуру финансово-посреднических операций, мелкие и средние компании в основном пользуются банковскими кредитами для капитализации каких-то проектов. Также домашние хозяйства пользуются банковскими кредитами для своих нужд.

Лишь крупный бизнес выходит на рынок капитала и капитализируется посредством выпуска ценных бумаг. То есть крупные компании выходят на рынки капитала и на прямую капитализируются с данного рынка. Поэтому бизнес должен дойти до определенных масштабов, для того чтобы выйти на рынок капитала. Даже с точки зрения инвестора тоже не интересно вкладываться в какие-то мелкие проекты, потому что те же самые операционные расходы несут инвесторы как по крупным, так и мелким проектам. То есть это априори.

Сейчас уже назревает момент, когда у нас есть достаточно компаний, для того чтобы выйти на рынок, и мы считаем, что можно будет начинать если не с акций компаний, то с выпуска с их стороны облигаций. Мы для этих компаний покажем преимущества прямого финансирования с рынка капитала. Сейчас мы планируем на 12 июня первый семинар для 25 местных компаний, которые по нашим первичным оценкам могут быть заинтересованы для осуществления первых IPO. То есть выпуска ценных бумаг на рынок.

С другой стороны, мы сейчас работаем не только с компаниями частного сектора, которые, по нашим оценкам, могут выйти на рынок с предложениями ценных бумаг, но и с некоторыми институциональными инвесторами, которые сегодня имеют портфель в азербайджанских компаниях. Как вы знаете, институциональные инвесторы имеют стратегию выхода из бизнеса через определенный промежуток времени. Речь идет о том же Европейском банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Азербайджанской инвестиционной компании и т.д. Для того чтобы выйти на момент выхода из бизнеса, у них должна быть возможность оценки бизнеса. Компании, в принципе, обычно во всех странах выходят на рынок ценных бумаг для определения рыночной капитализации, рыночной цены. То есть одно из направлений нашей деятельности осуществляется в рамках увеличения предложения бумаг на рынке ценных бумаг.

Третье направление для развития рынка ценных бумаг - это, естественно, стимулирование спроса на рынке. У нас пока не сформулирован класс частных инвесторов, и поэтому в соответствии с мировой практикой этот процесс начинается с формирования институциональных инвесторов. В данном контексте мы обратились уже к правительству, для того чтобы разрешить банкам выйти напрямую на рынок ценных бумаг, а не посредством брокерских компаний, которые по отношению и в сравнение с банками институционально слабы.

С другой стороны, в нашей программе предусмотрено специальное направление для институционального совершенствования и увеличение потенциала финансовых посредников, которые свою очередь могут развить спрос на рынке с привлечением инвесторов за счет более активного рыночного поведения.

Очередное направление связано с работой по разрабатываемым некоторым законопроектам, чтобы создать классических институциональных инвесторов в виде инвестиционных фондов, различных видов институциональных инвесторов. Также, чтобы и спрос, и предложение были стимулированы, очень важно увеличение культуры корпоративного управления. Необходимо более широкое применение стандартов корпоративного управления. В рамках как стимулирования спроса, стимулирования предложения одним из направлений видов нашей деятельности является улучшение управления в компаниях, что и предусматривает одновременно применение стандартов финансовой отчетности, как международных стандартов, так и национальных, которые в своей основе соответствуют нынешним требованиям. Так что для начальной стадии полноценное применение национальных стандартов это тоже было существенным прорывом вперед с точки зрения прозрачности финансовой отчетности. Для того чтобы охватить все эти направления, нужно очень серьезно усовершенствовать законодательство. Я сказал: мы сейчас разработали законопроект об инвестиционных фондах и предполагаем в течение июня представить данный законопроект правительству.

Также для расширения инструментарной базы мы сейчас разработали и завершаем поправки и дополнения в Гражданский кодексасательно выпуска обеспеченных облигаций. И опять предполагаем в течение июня завершить этот законотворческий процесс и выйти на обсуждение в правительстве.

Я уже говорил: для того чтобы и инвесторы, и эмитенты на рынки чувствовали себя комфортно, вместе с инфраструктурой нужен очень серьезный институт регулятора. Он должен иметь очень большое доверие как стороны инвесторов, так и со стороны эмитентов, а также со стороны посредников и игроков на рынке. Поэтому пятым нашим направлением являются усовершенствование и развитие потенциала регулятора. Вот только сейчас начали разработку новой методологии по регулированию деятельности финансовых посредников. Так, мы оценили деятельность нескольких компаний-посредников и нашли в их деятельности случаи, не совсем соответствующие законодательству. Сейчас мы усовершенствуем эту методологию, потому что не просто оценить ситуацию и применить какие-то решения постфактум. Собираемся создать регулятивную инфраструктуру, которая уже может предотвратить какие-то риски на раннем этапе, то есть система раннего предупреждения.

Поэтому мы создаем институт оценки системных рисков для более раннего выявления системных рисков, а также усовершенствуем методологию по регулированию деятельности финансовых посредников. Также разрабатываем новую методологию по регулированию операций на рынке и операции с частными лицами и так далее, для того чтобы предотвратить какие-то манипуляции на рынке.

И наконец, последнее, шестое направление - это тренинги и просветительская деятельность. Очень мало не то что обычных граждан, но даже сотрудников продвинутых компаний, которые не совсем понимают роль и функции рынка ценных бумаг. Как я уже говорил, институт институциональных инвесторов у нас только начинает формироваться. А индивидуальные инвесторы как класс пока не сформулирован, поэтому, для того чтобы добиться активности на рынке, необходимо, чтобы все основные потенциальные игроки понимали сущность рынка, знали его инструментарии. То есть знали как можно больше.

Приведу пример. К нам сейчас очень часто обращаются компании с желанием выпустить какие-то ценные бумаги. Это только идея. И мы сейчас очень интенсивно работаем с этими компаниями, объясняя, что для этого нужно. Как можно выйти на рынок ценных бумаг, какие преимущества прямого выхода на рынок. Хотя, скажем, в развитых рынках это функции финансовых посредников или же самих банков. Но, как я говорил, для того чтобы добиться определенного институционального развития, мы это тоже должны взять на себя на раннем этапе формирования и развития рынка. И поэтому сейчас мы разрабатываем такую обширную программу с участием масс-медиа с целью создать определенную критическую базу знаний как в потенциальных компаниях, которые могут быть основными компаниями-эмитентами, так и для финансовых посредников.

Вот это и есть шесть направлений развития рынка ценных бумаг. Какое из этих направлений приоритетное, спросите вы. Я считаю, мы должны действовать равномерно по всем этим направлениям, так как они дополняют друг друга в комплексе.

- Как вы оцениваете значимость размещения ипотечных облигаций?

- Я могу сказать, что это одна из инициатив, которая обеспечивает предложения на рынке ценных бумаг. Во-первых, в размещении ипотечных облигаций заинтересованы все. Скажем, восстановление активности на рынке строительства, так как уровень мультипликации строительного сектора варьируется на уровне 4-5. То есть каждый манат, вложенный в строительный сектор, создает дополнительно 4-5 манатов.

В нем заинтересованы и правительство, и граждане, и частный и корпоративный секторы. Ипотечное кредитование позволяет гражданам, имеющим средний уровень доходов, решать свои проблемы с обеспечением жилья. Если посмотреть с точки зрения развития рынка ценных бумаг, Азербайджан сегодня имеет уникальную возможность стать очень серьезным финансовым сектором в регионе. Оценивая финансовое состояние различных стран в регионе, также макроэкономическую позицию экономик, мы найдем, что Азербайджан является, может, самым надежным островком в регионе.

На днях Standart & Poor's опубликовало рейтинг страны, в которой была дана, в основном объективно, положительная оценка ситуации в национальной экономике. Мы чувствуем, что у инвесторов, которые сидели на нулевых доходах в казначейских облигациях США, с получением первых положительных сигналов вновь разыграется рисковый аппетит. И после того как они исчерпают все негативную информацию о банковской системе, крупных компаниях, они начнут идти на рисковые активы. То есть они вновь пойдут на приобретение акций, облигаций корпораций. А когда инвесторы начинают искать рисковые аппетиты, то их внимание, естественно, привлекают более стабильные рынки.

Азербайджан является таким рынком. И поэтому мы уже чувствуем, что инвесторы с огромным интересом смотрят на азербайджанский рынок. При этом, для того чтобы данный интерес был трансформирован в конкретные инвестиции, нужно, чтобы на рынке были инструменты и бумаги. С этой точки зрения выпуск этих ипотечных облигаций - своевременная акция. Потому что это дает импульс к формированию и развитию рынка.

- С какими международными финансовыми институтами вы активно сотрудничаете для развития рынка ценных бумаг страны?

- Наши международные связи развиваются в двух направлениях. Первое направление - регуляция рынка ценных бумаг. Здесь мы имеем отношения с другими регуляторами, которые имеют взаимные интересы. Например, с турецким регулятором рынка с учетом интереса турецких компаний к азербайджанскому рынку ценных бумаг, и наоборот. В этом направлении у нас подписаны соответствующие протоколы с Турцией, Казахстаном, Грузией, Беларусью и т.д. То есть со всеми странами региона.

Второе важное направление для нас - обмен опытом и, скажем, взаимодействие и увеличение потенциала регулятора. Очень хорошие отношения установлены с Люксембургом, сейчас наша делегация находится в Румынии. Одним словом, со всеми европейскими регуляторами у нас хорошие отношения. Сейчас наши сотрудники, посещая эти страны, очень тщательно изучают практику как с институциональной точки зрения, так и вообще развития всего рынка ценных бумаг. Эти двусторонние взаимоотношения дают нам возможность, оценивая различные практики в разных странах, разрабатывать свою собственную модель, которую будем воплощать по мере накопления положительного опыта. Более того, мы можем дополнить ее какими-то своими собственными элементами.

Кроме того, у нас рынок ценных бумаг формируется, и есть очень серьезная нехватка подготовленных кадров с большой практикой работы. В этом смысле мы имеем очень тесные связи с основными международными финансовыми институтами и используем их техническую помощь. Приглашаем экспертов из различных стран, чтобы в ходе разработки стратегии иметь возможность обсуждения серьезных вопросов с такими партнерами. Сейчас у нас осуществляется проект с американским агентством USAID, недавно начали проект с Европейским Союзом. У нас несколько проектов с Международной финансовой корпорацией. Это касательно совершенствования практики корпоративного управления и разработки ряда законопроектов. Недавно начали обсуждение еще двух проектов с МФК.

У нас завершается проект с Исламским банком развития, это проект усовершенствования потенциала института депозитария. Мы проводим совместный проект с Европейским банком реконструкции и развития, который нацелен на создание потенциалов тренингов. Это специальная программа - тренинги для тренеров. Также реализуется совместный проект с Международным валютным фондом при финансовой поддержке Государственного секретариата Швейцарии по экономическим связям (SECO - State Secretariat for Economic Affairs), нацеленный на усовершенствование государственных ценных бумаг.

Отмечу, все эти проекты двусторонние, а не только проекты, реализуемые международными финансовыми институтами в Азербайджане. Отдача азербайджанской стороны не меньше, чем польза, приносимая нам иностранными партнерами. Могу сказать, что эта синергия партнеров, которая нацелена на совершенствование определенных направлений рынка ценных бумаг.

 

 

Ализаде  Ф.

 

Зеркало. -2009. -6 июня. -С.16,17.