Remember,

 

как сказал на эшафоте английский король Карл Первый своему народу

 

представительница рода Гусейна Джавида, студентка 1-го курса Азербайджанского государственного экономического университета

 

Сегодня в Азербайджане вряд ли есть человек старше 13-14 лет, который никогда не слышал имени Гусейна Джавида, не говоря уже об огромном количестве поклонников его творчества. И даже более того, с твердой уверенностью можно сказать, что его произведения читаются и любимы и за пределами нашей страны благодаря незаурядному видению жизни, истории и происходящих вокруг событий их автором, великим представителем романтизма и гуманизма, гордостью своего народа, Гусейном Джавидом.

Однако судьба оказалась несправедлива как к нему самому, так и к его семье. И дело не только в репрессии Джавида Эфенди и последующих несчастьях, постигших самых дорогих ему людей, но также и в том, что, несмотря на широкую популярность отца, крайне узкий круг людей знаком с творчеством его сына Эртогрола Джавида. А между тем талант и потенциал этого человека высоко оценивали как отец, так и его друзья, среди которых были частые гости их дома Ахмед Джавад и Микаил Мушвиг, а также учитель и покровитель молодого человека Узеир Гаджибеков.

Пусть никого не удивляет разнообразие профессий людей, признающих за Эртогролом право стать одним из известнейших и ведущих деятелей искусства будущего Азербайджана.

Ведь он одновременно обладал способностями писателя, поэта, композитора, музыканта и художника.

Осмелюсь высказать свое личное мнение о творчестве Э.Джавида. Оно мне намного ближе и интереснее, чем произведения его отца, которые, само собой разумеется, великолепны и полны глубокого смысла, но вместе с тем слишком сложны, написаны частично на турецком диалекте, а также рассчитаны на подтекстовое понимание, так как нередко освещают запрещенные государством темы.

Как английские студенты филологического факультета тратят не один час на то, чтобы разобраться в нескольких строках Уильяма Шекспира, так и среднему азербайджанцу требуется достаточное количество времени, чтобы уловить суть какого-либо, даже небольшого четверостишия Гусейна Джавида. Однако не таково творчество Эртогрола. Если он пишет стихи, то они очень просты в своей лексике, содержат смысл, понятный и близкий каждому из нас и кристально чисты, не преподнося подсознательно никакой другой мысли, кроме той, которая первой бросается в глаза.

Эртогрол писал о любви, во всех стихах отражал образ одной и той же девушки, которая, однако, остается неизвестной читателю. Говоря о любви, он описывает ее красоту, показывает, на что готов влюбленный человек, при этом постоянно стесняясь собственных мечтаний. Одно из таких стихотворений заканчивается фразой:

Открыв глаза, я все вдруг осознал, Себя сам устыдившись, прочь сон тот отогнал.

Кроме того, в творчестве молодого поэта читателя привлекает видение прекрасного и великого в самых простых вещах, на которые многие из нас не обращают внимания, проходя мимо, что в итоге приводит к тому, что мы завершаем постройку своей жизни, как конструктора, в котором так и не нашли ключевых деталей.

Эртогрол, не поддаваясь мужскому эго, пишет о цветах, но не как об украшении планеты, а как об отражении души человека, его эмоций, вместе с тем, по отношению человека к цветку он судит о его характере. Все окружающее наполняется смыслом, жизнью и чувствами в его стихах: волны, голубь, времена года, луна, огород, победа, мечты, цветок жасмина и другие. Немаловажную роль в его стихах играет образ матери и ее колыбельных песен.

 

Э.Джавид писал стихи на музыку и музыку на стихи. Из-под его пера вышли слова к произведениям Кюи, Шопена, Рахманинова, Моцарта, Бурштейна, Танеева, Римского-Корсакова. А также переводы на азербайджанский язык стихов иностранных поэтов, в том числе и Лермонтова (который, кстати говоря, предпочитаем мною больше, чем А.С. Пушкин, последователем которого он является, также как и Эртогрол больше, чем Гусейн Джавид).

Однако основным направлением своей карьеры сам Э.Джавид считал музыку. Несмотря на отзывы окружающих, он расценивал свои писательские способности как весьма посредственные и предполагал делом всей жизни композиторскую деятельность, в связи с чем, окончив факультет языка и литературы в АПИ, он поступил в консерваторию.

Как и многие неординарные и не принимающие действительность без рассуждений люди, Эртогрол часто задавался вопросом: "Кто я?".

 

 

Наргиз Эльдарова

 

Зеркало. – 2009. – 31 октября. – С. – 22.